Рецензия к аниме «Играй, эуфониум!»

Anjin_Arsen
, 449 просмотров
0

Симфония "Жизнь и стремление"

Picture background

Школьная пора... Наверное, это один из самых странных периодов в жизни человека. Ты только приходишь к понимаю того, как устроен мир вокруг тебя и делаешь первые шаги в сторону социальных связей и обладания каким-то навыком, а перед тобой уже ставят вопрос о том, чем ты хочешь заниматься если не всю жизнь, то по крайней мере на протяжении всех молодых лет. Кого-то вынуждают условия или ведут по заданному пути родные, а кто-то, высоко оценивая свои силы и вдохновившись чем-то, посвящает всего себя полюбившемуся делу. Но как быть если это самое дело одно из самых сложных, как, например, духовой оркестр? Об этом и повествует аниме "Играй, эуфониум!" (в оригинале "Hibike! Euphonium").

Введение в курс

Picture background

Завязка всего сюжета довольно проста. Выпускница средней школы - Кумико Омаэ поступает в старшую школу, намеренно выбирая ту, в которую из её прежних знакомых почти никто не перешёл. Так она оказалась в школе "Китаудзи", где у неё появляются новые друзья: весёлая и заводная Хазуки Като и всегда позитивная Мидори Кавашима. Вместе с ними и с прежней знакомой из средней школы - серьёзной и целеустремлённой Рэйной Косакой - они вступают в школьный оркестр. Кумико, будучи опытным музыкантом, берётся, как и прежде, за игру на эуфониуме. Мидори много лет играет на контрабасе, а Рейна - на трубе. Хазуки, будучи новичком, выбирает тубу.

Picture background

Их приход в оркестр совпадает с появлением нового куратора - Набору Таки - человека требовательного и строго, но при этом целеустремлённого, сдержанного и идейного. Он намерен довести игру оркестра до ума и заставляет музыкантов самих поставить перед собой задачу - выйти сперва на региональный, а затем и на национальный конкурс.

Picture background

Таким образом, перед нами предстаёт история о межкомандном соперничестве, наполненная атмосферой жизни оркестра, с регулярными и изнуряющие репетициями и подробностями о духовых инструментах и устройстве ансамбля. Всё это подаётся под соусом подробностей о жизни подростков, темы дружбы, влюблённости и психологических переживаний. Последние имеют непростую и продуманную основу, о чём я скажу далее.

О идее и структуре

Обычно я просто пытаюсь раскрыть замысел авторов и провести анализ структуры произведения. Тут получается также, но с обращением внимания на один важный момент, связанный с восприятием сегодняшнего тайтла зрителем.

Picture background

В комментариях к аниме я не раз натыкался на мнение о том, что "Играй! Эуфониум!" - это как "Кейон", только про оркестр. На мой взгляд это ошибочное мнение. Несмотря на некоторые внешние сходства, эти произведения в самой своей структуре и идейной составляющей сильно отличаются. Да, речь про школьных музыкантов. Да, во главе повествования поставлены несколько персонажей, каждый со своим инструментом. Но давайте обратим внимание на ряд пунктов.

Picture background

Первый пункт - это сама структура произведения. С одной стороны, тут действительно есть сходство. Основным событием сезона выступает один или несколько концертов, между которыми проходят этапы репетиций и личных проблем. Музыка команды совершенствуется от корявой и требующей доработки, ко времени вступления в команду основных героев, до потрясающей, так сказать, к "моменту истины", т.е. к выступлению. Но, с другой стороны, тут есть к чему прикопаться.

Сперва логичный вопрос: а как, собственно, иначе построить произведение, посвящённое музыкальному коллективу? В любом случае, какая бы не была музыка, авторы вынуждены обращать внимание именно на эти основные постулаты жизни музыкантов: репетиции, личные проблемы и выступления. Однако, даже тут "Эуфониум" старается выделиться. Саму историю стремятся представить с восприятием чёткой структуры. Историю представляют как хронику, в которой Кумико закадровым голосом часто освещает всякие моменты из жизни оркестра. И также её (историю) стараются систематизировать по-музыкальному. Каждая серия представляется как отдельная мелодия, со своим эмоциональным наполнением, а вся история, таким образом, выступает как большой репертуар.

Picture background

Второй пункт целиком вытекает из первого - настроение и поднимаемые темы. Настрой аниме "Кейон" кроется в самом названии - "Лёгкая музыка". Это именно что комедия, которая, в первую очередь, развлекает с помощью различных юморных и милых сцен и особо не ставит перед зрителем важных жизненных вопросов. Там, конечно, поднимаются темы совмещения личной и школьной жизни с клубной, работы над существованием коллектива и совершенствования музыкальных дарований. Но всё это подаётся под соусом почти беззаботной жизни. У героинь не происходит каких-то серьёзных драм. Значительную часть хронометража они весело проводят время, с чаепитиями после занятий и летним отдыхом на море.

Picture background

С "Эуфониумом" ситуация совсем иная. С первых же серий авторы показывают, что они говорят о куда более серьёзной стороне жизни подростков. Само занятие музыкой выглядит здесь как настоящий выбор жизненного пути. Пути, пожалуй, одного из самых трудных, требующих максимального напряжения сил, а также выносливости физической и психологической.

Каждый концерт для героев - это не просто способ реализации своих способностей и шаг к раскрытию себя, а настоящий экзамен на право зваться лучшими в своём ремесле. Школы выступают сперва на одном конкурсе, где решается, достойны ли они выступать на региональном уровне, а после него - на национальном. И то, прошли ли герои очередной этап и достойны ли они играть на более высоком уровне, решается суровым жюри.

Picture background

Большую часть хронометража герои к каждому такому "экзамену" активно готовятся. При этом, выбор в сторону оркестра чреват конфликтами, затрагивающими актуальные далеко не только для Японии проблемы: жёсткая конкуренция в образовательной и просветительской среде, колебания из-за необходимости учиться и необходимости отдавать всего себя музыке. Оркестр, между прочим, является куда более сложным делом, чем рок-группа.

Picture background

Младшие классы конфликтуют со старшими из-за вопроса участия в жизни ансамбля, отдельные музыканты пытаются угнаться друг за другом за право выступать, дети конфликтуют с родителями из-за вопроса о будущем. Наконец, между самими школьниками, в силу возраста, происходят случаи недопонимания. И все эти психологические перипетии здесь не просто для заполнения хронометража. Они отражаются в том, как герои играют на своих инструментах. Если есть тяжесть на душе - это сказывается, если герой преодолевает что-то или у него на душе наоборот хорошо - аналогично, но уже в лучшую сторону.

Таким образом, "Эуфониум" выступает полной противоположностью бесконечной теплоты и веселья, которую предлагает нам "Кейон". Тут вам не посиделки с чайком и отдых на море. Здесь репетиции, репетиции и ещё раз репетиции, после которых тебя ждёт "экзамен" с судьбоносным решением со стороны людей, которых ты даже по имени не знаешь... А поверх всего этого ещё и личные драмы.

Во всём этом тайтл хорош. Ты действительно веришь в разворачивающуюся внутреннюю и музыкальную борьбу, участники которой нацелены на преодоление всех испытаний и триумф в конце. Веришь особенно тогда, когда видишь как в момент подведения итогов конкурса у героев наворачиваются слезы либо от невыносимой горечи, либо от долгожданного чувства победы.

Picture background

В последнем видны чувства не только музыкантов, но и куратора. Когда в сцене финального концерта после последнего жеста и последнего звука инструментов у него происходит отдышка и выступает пот, то ты понимаешь, что это не от тех 12-ти минут, в течении которых они играли, а от всех тех многих месяцев напряжения, в течении которых учитель самым добросовестным образом пытался, подобно ювелиру, превращающему грубый минерал в шедевр, выкристаллизовать игру подопечных. Для него вопрос того, стали ли музыканты достойными высочайшей оценки, наверное ещё более важен.

Picture background

Третий пункт - герои. В "Кейоне" все события крутятся строго вокруг членов клуба лёгкой музыки: Юи, Ритцу, Мио, Муги и Адзуса. Их проблемам и переживаниям посвящена вся история, их коллективное времяпрепровождение занимает основной хронометраж.

Picture background

В "Эуфониуме" же и здесь серьёзное отличие. Выделение четырёх основных героев: Кумико, Хазуки, Мидори и Рэйна; выглядит, на самом деле, довольно условным. Основные драматичные линии часто либо не связаны с ними, либо связаны лишь косвенно.

Picture background

Даже герой, от лица которого идёт повествование - Кумико, не является основным драматичным персонажем. Она выступает скорее в роли наблюдателя, оказываясь, из-за собственного любопытства и желания помочь, втянутой в конфликты других членов ансамбля, которые и сталкиваются с теми трудностями, о которых я писал выше.

Picture background

Получается немного непривычная картина. Те персонажи, у которых, условно, всё нормально, чаще всего занимают экран, а те, с кем связаны какие-то споры и конфликты, оказываются не на переднем плане. Тем не менее, драму последних авторы грамотно раскрывают. Это всё вовсе не значит, что сами основные герои - пустышки, и за ними ничего не стоит. Нет. Просто через них, прежде всего, проходит общая для всех героев тема соперничества школьных оркестров и описанная выше тема выбора непростой жизни профессиональных музыкантов. Драмы же других героев затрагивают их как членов крупного коллектива. Тут ещё важный нюанс. Основная четвёрка приходит в начале как самые младшие в старшей школе и в оркестре, а далее их роль в коллективе, с уходом старших, возрастает.

Picture background

Наиболее явно авторы стараются раскрыть характеры и взаимоотношения Кумико и Рэйны. Это персонажи-антиподы, которых, тем не менее, многое объединяет. Обе друг у друга чему-то учатся, отыскивают общий язык, не смотря на разницу во взглядах на многие вещи.

О технической части

Picture background

"Эуфониум" - это очень красивая анимеха. Картинка яркая, насыщенная и детализированная. Очень классно смотрятся кадры с освещением в дневных и ночных сценах, отражающие внутреннее состояние героев. Например, в сцене выступления оркестра свет имеет золотистый оттенок. Он вроде бы выглядит красиво, но при этом создаёт какой-то дискомфорт, словно подчёркивая нервное состояние героев. Ну а ночные сцены, наоборот, отдают чувствами умиротворённости, задумчивости о судьбах мира и собственной.

Picture background

Понравилась и рисовка персонажей. Образы школьниц не выглядят сексуализированными и не подводятся слишком уж явно под присущие многим проектам типы внешности. Любопытно тут и сравнение с внешним видом персонажей из "Кейона", которые, на фоне героев из "Эуфониума", смотрятся скорее не как сверстницы, а как девушки на пару лет младше.

Picture background

Нельзя не сказать о музыке. Авторы явно постарались над звучанием оркестра. Они не просто вставили нужные мелодии, а постарались изобразить, где нужно, не очень чистое исполнение, а где-то наоборот. Приятно удивило исполнение среди прочих произведения "Улетай на крыльях ветра", за авторством русского композитора и члена знаменитой "Могучей кучки" - Александра Порфирьевича Бородина (1833-1887).

Выводы

Моё мнение таково: это хорошая и очень жизненная история, пусть и не лишённая типичных черт. На мой взгляд, она касается не именно музыки, а проблемы стремления в целом. Если ты решил сам выбрать для себя какое-то направление, то ты либо прикладываешь все силы, добиваясь успехов, либо оступаешься. Конечно, довольно часто может быть второй шанс, но это не вернёт потерянного времени и затраченных сил. Эту мысль аниме передаёт очень грамотно. Основные члены оркестра стремятся к достижению поставленной задачи - выходу на национальный конкурс и получить золото. Однако, оказываются и те, кто имеет способности, но по тем или иным причинам "сходит с дистанции".

В общем, рекомендую к просмотру.

  • Идея
    9 / 10
    великолепно
  • Сюжет
    8 / 10
    очень хорошо
  • Анимация
    10 / 10
    шедевр
  • Персонажи
    8 / 10
    очень хорошо
  • Постановка
    10 / 10
    шедевр
Итоговая оценка:
8 / 10 очень хорошо
Комментарии
↑ Наверх